ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории | АВТОГАЗЕТА .ру - Автоновости, Автокаталог, Автомобили, Автосалоны, Автосервис, Автомобильные новости, Каталог авто, авто газета

ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории

На автомобиле по Черногории

Монтенегро – второе название Черногории, принятое в Италии, Франции, Великобритании и других европейских странах. Услышав это название впервые, можно подумать, что такая страна находится где-нибудь в Африке или Океании. На самом деле она расположена на Балканах и населяют ее не папуасы, а братья-славяне.

 
Черноморие по-черногорски
 
Наш путь в Черногорию лежал из соседней Хорватии. Пограничный КПП преодолевается довольно быстро. Хорватский пограничник, не глядя, поставил в паспорт выездной штампик – Хорватия и Черногория для россиян безвизовые страны. Таможенники проверяют машины выборочно. Но если уж проверяют, то досконально.
Через нейтральную полосу идет узкое шоссе. По пути имеется небольшой магазин дьюти-фри. Ассортимент товаров очень маленький. Принимают хорватские куны и евро. Черногорской валютой является евро, которая в ходу с 2002 года. Возникает закономерный вопрос – как еврозона появилась в стране, которая даже не являлась членом Евросоюза?
После Балканской войны Сербия и Черногория остались едиными, но первая не имела выхода к морю, а вторая имела целое побережье. Зарабатывать на «хлеб насущный» производством и сельским хозяйство сербам было труднее, чем черногорцам, живущим туризмом. Начались разногласия. Сербия стала продавать Черногории сельскохозяйственные продукты по завышенным ценам. В ответ черногорцы попросили у Евросоюза конвертируемую валюту, чтобы покупать продукты в Италии. Так в качестве местной валюты появилась немецкая марка, которая в 2002 году трансформировалась в евро.
На черногорской границе проверяют лишь паспорта. Черногория, как и соседняя Хорватия, находится на Адриатическом море. Те, кто бывал, в Хорватии и приехал в Черногорию, сразу чувствуют разницу – здесь и дороги хуже, и мусора больше, и жизнь беднее. Не меняется лишь фантастической красоты природы. А уж доброжелательность местного населения – выше всяких похвал. Россию с Черногорией связывает многовековая дружба, и потому вывески, ресторанные меню и газеты на русском языке даже не очень удивляют.
Топливо в Черногории немного дешевле хорватского. Один литр АИ-95 обойдется в 1,15 евро, АИ-98 – 1,14, дизельного топлива – 0,95 евро, а газ стоит – 0,60 евро. Заправки, в отличие, от дорог имеют европейское качество. Имеются кафе, магазины и бесплатные туалеты.
Вдоль дороги тянутся многочисленные зеленые свечки кипарисов. Всюду видны таблички «Sobe», «Rooms», «Zimmer» - «Комнаты». Всюду идет строительство гостиниц и гостевых домов. Горы подходят к самому морю, и потому дома лепятся прямо на склонах. Дорога порой превращается в серпантин. Некоторые дома построены прямо вдоль линии хребтов – невозможно представить, как до них добираются жители.
У дороги прямо с машин торгуют свежими фруктами. Часто встречаются пирамиды из арбузов. Для их охлаждения прямо в центр пирамиды устанавливают шланг, из которого холодная вода брызжет во все стороны. Много придорожных магазинов, где товары выложены прямо на землю.
Дорога вдоль Адриатики очень похоже на шоссе от Туапсе до Сочи в России. Дорога узкая извилистая, поэтому даже в маленьких городах есть большая вероятность попасть в огромную пробку. Машин на дорогах очень много. В субботу утром и в воскресенье вечером в приморских городках скапливаются огромные пробки – отдыхать приезжают не только черногорцы, но и сербы, боснийцы, у которых своего моря нет.
Потешно выглядят на номерах местных автомобилей знаки национальной принадлежности – «МНЕ», что означает «Монтенегро». Встречаются старенькие потрепанные «Жигули». Ближе к албанской и сербской границам на дорогах имеется много туннелей. Как правило, они неосвещены. Некоторые туннели платные – проезд по туннелю длиной около четырех километров обойдется в 2,50 евро.
Население страны составляет всего 650 тысяч человек, которые, в основном, живут в горах. Летом многие горные селения пустеют – жители отправляются на заработки на побережье. Длина берега всего 293 км, а протяженность пляжей и того меньше – 73 км. Тем не менее, этого хватает, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Средняя зарплата в Черногории составляет 500-600 евро. Цены для россиян вполне доступные.
 
Черногорская Ривьера
 
Адриатическое побережье является для Черногории национальным богатством. От Хорватии до Албании по всему черногорскому побережью проходит извилистое шоссе, у которого разместились многочисленные курортные городки с пляжами. Неподалеку от хорватской границы находится одно из самых красивых мест на побережье – Бококоторская бухта, напоминающая длинный узкий извилистый норвежский фьорд. Если не объезжать ее, а переправиться в узкой части на автопароме, можно сэкономить более 60 км.
Возле города Тиват виден аэропорт и взлетно-посадочные полосы. Огромные лайнеры заходят на посадку над самой дорогой. Именно сюда прилетают туристы на отдых со всей Европы и, в том числе, из России. Но не только аэродромом известен Тиват. Во времена иллирийцев здесь находилась столица королевы Теуты. С XIV века в этом месте предпочитали отдыхать аристократы. Окружающая город равнина имеет звучное название Грбаньское поле.
Отсюда рукой подать до курорта Будва, который для Черногории то же самое, что Сочи для России. Здесь круглосуточно царит атмосфера праздника. Галечный пляж, полумесяцем охватывающий залив, всегда полон народом. Стоянки для яхт забиты до отказа. Наиболее шикарные яхты швартуются у стен Старого города. Беглый осмотр показал, что самая шикарная яхта ходит под российским флагом. Рядом на пирсе был скромно припаркован красный приземистый «Porsche».
Из-за обилия русских надписей порой кажется, что перенесся куда-нибудь на черноморское побережье. Взгляд останавливается на огромной вывеске ресторана под названием «Маша». У крепостной стены притулился образец российского автопрома – старенькая «Нива». А уж русское меню в ресторанах можно читать как роман: «Филе морского черта в соусе провансаль», «Спагетти с моллюсками», «Кальмары, фаршированные креветками» (!) и т.д. Для тех, кто ностальгирует, имеется борщ, пельмени и русский салат.
Почти сразу за Будвой с дороги виден чудо-остров, который полностью заполнен средневековым городком Свети Стефан. Вот уж точно фрагмент детской сказки – среди моря возвышаются каскады красных черепичных крыш, а остров соединен с побережьем узкой песчаной полоской. Кажется вот-вот распахнуться городские ворота и выедет кавалькада средневековых всадников в латах. Впервые он упоминается в летописях в 1442 году, а сейчас представляет собой уникальный город-отель!
Конечной точкой путешествия по Черногорской Ривьере стал курортный городок Ульцинь. Отсюда совсем близко до албанской границы. Город основали греки в IV веке, но сто лет спустя он утонул в море после землетрясения и был отстроен заново чуть выше. Долгое турецкое владычество оставило на нем восточный отпечаток. В XVI веке в городе обосновались алжирские пираты, которые на главной городской площади торговали рабами.
Сейчас Ульцинь типичный морской курорт. Его пляжи известны целебными серыми песками. Это место облюбовали для отдыха албанцы. Семьи у них, как правило, многодетные. Дети шумные, темпераментные, отчего порой кажется, что находишься не на пляже, а на восточном базаре. На берегу растут раскидистые сосны с длинными иголками. Во время полуденной жары хорошо укрыться от солнца под их ветками. И очень вкусны местные арбузы и персики – чувствуется, что всего пару часов назад они еще лежали на бахче и висели на дереве.
 
Цитадель моряков и аристократов
 
Невозможно побывать в Черногории и не посетить город Котор. Сказать, что это жемчужина Адриатики, значит, ничего не сказать. Бококоторская бухта, на берегу которой расположен город, врезается в материк на глубину 40 км. Особенно живописный вид открывается с ее дальней части – на водной глади замерли гигантские белоснежные круизные лайнеры, а от Котора вверх по вертикальным скалам змеится крепостная стена. Над крепостью Св.Ивана развевается красный флаг. Котор находится под охраной ЮНЕСКО.
В древние времена город защищала гора и крепость, длина стен которой достигала 4,5 км, высота - 20 м, а ширина – от 3 до 10 м. Котор изначально был городом-портом. Его населяли аристократы, судовладельцы и моряки. Это был очень богатый приморский город, процветающий за счет торговли. Его врагами были пираты и соседи-феодалы. В средневековом городе тогда было семь монастырей и около тридцати церквей.
Старый город окружен высокой крепостной стеной. Перед воротами находится большая площадь, засаженная финиковыми пальмами. Трудно поверить, что в средние века здесь плескалось море. Об этом свидетельствует якорная тумба. Корабли подходили прямо к городским воротам, первые из которых были построены в 1554 году. В городе до сих пор можно встретить герб Венеции. Дело в том, что Котор почти 400 лет входил в состав Венецианской республики.
Сейчас первые этажи домов Старого города занимают бутики, банки, кафе, рестораны. Можно увидеть и черты новейшей истории. На стене одного из зданий выгравировано изречение маршала Броз Тито – «Чужого не надо, свое не отдадим». Неподалеку видна надпись на латыни – инициалы провидура, градоначальника времен правления Венеции.
В Старом городе имеется много небольших площадей. Одна из них называется Площадь Муки (ударение на последний слог – авт.). В средние века почти все городские площади назывались по продуктам, которые на них продавали. В Которе имеется Площадь Салата, Площадь молока. Понятно какой главный товар бы на Площади Муки. Здесь также находились склады со стратегическими запасами продовольствия на случай обороны города.
По соседству находится дом с мемориальной табличкой на русском языке: «В этом здании в 1804-1806 годах располагалось российское консульство». Русские были в Которе и в более поздние годы. На берега бухты в 1918 году, во время революции в России, высадилось около 70 тысяч русских эмигрантов. Многие из них были без средств к существованию. Часть эмигрантов так и остались в здешних краях – учить музыке, преподавать, лечить.
 
Церковь на воде
 
Город Пераст является еще одним примечательным местом на берегу Бококоторской бухты. Дорога из Котора в Пераст идет у самой воды. Населенные пункты здесь располагаются практически без перерыва.
Одно из поселений носит необычное имя Доброта (ударение на второй слог – авт.). В этом месте с давних времен селились морские капитаны. В городке много особняков, в архитектуре которых проглядываются туземные черты. Мореплаватели, возвращаясь из дальних стран, привозили с собой архитектурные идеи, предметы быта, а также множество экзотических растений, которые прижились и украшают побережье до сих пор. Наряду с дубом, акацией, березой, здесь можно встретить японскую мимозу, индийскую сирень, камелию и другую экзотику.
Внимание привлекают «морские огороды». Их легко опознать по огромному количеству буйков на воде – так местные жители выращивают мидий. Блюда, приготовленные из них, предлагают во всех местных ресторанах. Один из самых популярных ресторанов называется «Старый мельник». Он расположен в том месте, где в море впадает самая короткая черногорская река, имеющая протяженность всего несколько сот метров.
Здесь же в море разводят рыбу под названием «дорада». Для этого участки моря огораживают сетями. Дорада считается самой вкусной рыбой с малым количеством костей. В придорожных лесах можно найти фундук, каштаны и дикий инжир. Вдоль дороги видны светло-зеленые кусты с красными цветами – дикий гранат.
Весь Пераст является городом-музеем, построенном в стиле барокко и ренессанса. Жизнь бурлит в нем только летом, когда приезжают туристы, а зимовать остается лишь несколько семей. Раньше город жил только за счет моря, поскольку находится на узкой прибрежной полосе у подножия скалистых гор. Здесь находилась первая у южных славян школа мореплавателей Наутика. Петр I посылал сюда своих людей на обучение.
Напротив Пераста расположен уникальным остров, который имеет искусственное происхождение. На нем находится церковь-музей. Остров строили на протяжении трехсот лет, а церковь – двухсот лет! Попасть на него можно на кораблике или лодке.
Когда лодка приближается к острову, становится видно, что он имеет форму корабля. На его носу установлен маяк, а церковь напоминает рубку с мачтой. Правильные формы острова подтверждают его рукотворное происхождение. Можно представить терпение и выдержку жителей Пераста, которые каждый год 22 июля, во время традиционного праздника, из года в год, из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие приплывали сюда, чтобы бросить на дно камни или затопить старое негодное судно. Церковь называется Госпе од Шкрпела, что в переводе означает Матери Божьей на Скале.
Церковь необычна, что в ней с давних времен находится Музей вещей, которые привозили с собой из плаванья моряки. Здесь можно встретить старинные предметы быта из самых разных стран. Особое впечатление производит икона, вышитая из волос. Женщина вышивала ее из собственных волос в течение двадцати лет, ожидая возвращения своего возлюбленного из плаванья. За работой она ослепла и заканчивала икону, практически ничего не видя. На иконе хорошо видно, как менялся цвет волос – от черных до седых.
Остров имеет совершенно ровную поверхность и продувается всеми ветрами. С середины бухты открывается красивейший вид на скалистые берега и Пераст, в центре которого возвышается колокольня. Когда ветер дует в лицо, кажется, остров плывет вперед, словно огромный корабль. Однако, на нем чувствуешь себя путешественником не в пространстве, а во времени. Это происходит из-за вездесущего духа древности. Так себя чувствуешь в любом прибрежном черногорском городе, даже самом маленьком. Большое наследство получила страна от своих многонациональных предков!
Евгений Голомолзин

 

ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории
ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории
ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории
ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории
ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории
ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории
ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории
ВИЗИТ В МОНТЕНЕГРО. На автомобиле по Черногории