Утилизация автомобилей: "СТАРОЕ - СДАЕМ"! | АВТОГАЗЕТА .ру - Автоновости, Автокаталог, Автомобили, Автосалоны, Автосервис, Автомобильные новости, Каталог авто, авто газета

Утилизация автомобилей: "СТАРОЕ - СДАЕМ"!

С программой по утилизации автомобилей Россия опоздала как минимум на год. Европа и США спасали свои автомобильные рынки, предлагая немалые суммы всякому, кто решится расстаться со старым автомобилем и купить взамен новый. Российское правительство пыталось помогать «исконным» автопроизводителям. Что касается спроса, его стимулировали только льготными автокредитами.

 
О том, что давать автопрому «удочку» гораздо выгоднее, чем кормить его готовой «рыбой», говорили чуть ли не все экономические аналитики. И вот наконец свершилось: программу льготного автокредитования (с компенсацией процентной ставки в размере 2/3 от ставки рефинансирования ЦБ) продлили, и запустили еще один механизм, призванный не только возродить спрос на продукцию многочисленных российских автозаводов, но и обновить автопарк. Речь, естественно о программе утилизации автомобилей. Теперь можно сдать свою десятилетнюю «ласточку» в утиль, получив взамен скидку в 50 тысяч рублей на новый автомобиль.
 
Дурная наследственность
Отсутствием культуры не только утилизации, но и вообще обновления парка транспортных средств мы обязаны неспешности советского автопрома. Легковые автомобили выпускались в настолько мизерных количествах, а новые модели появлялись так редко (ракеты и танки обновлялись чаще!), что покупка личного автотранспорта была событием «на всю жизнь». Сдать машину в металлолом было делом абсолютно немыслимым, и даже открытие рынка для иностранных производителей не могло ничео изменить в одночасье.
В результате Россия стала страной с очень старым автопарком — средний возраст автомобилей в нашей стране составляет 13 лет, что означает пригодность к утилизационной программе минимум половины автотранспорта.
Программа утилизации действует меньше месяца, а дилеры собрали более 200 тысяч заявок. Вторичный рынок «жигулей» и «лад» обвалился в четыре раза — действительно, стоит ли продавать машину за 20 тысяч, если можно получить (пусть и не живыми деньгами) 50? Если так пойдет и дальше, выделенные государством миллиарды закончатся уже к лету. Но время пока есть.
 
Будьте расторопны!
Итак, что же нужно делать, если вы рассчитываете получить свою долю государственной щедрости? Во-первых, убедиться, что ваша «ласточка» достигла десятилетнего возраста, а с вами прожила не меньше года. Во-вторых, пересчитать все кузовные элементы: комплектность автомобиля обязательное условие приема его на утилизацию. Если эти два пункта пройдены успешно, можно отправляться к дилеру, выбирать новый автомобиль и заключать договор на его покупку. Полсе оплаты новой машины (или первого взноса, если автомобиль приобретается в кредит) дилер выдаст вам утилизационный сертификат. Теперь можно оправляться в МРЭО, причем без машины. Директор по продажам «Аларм-Моторс Форд» Михаил Шевельков утверждает, что таких «клиентов» в регистрационном учреждении принимают без очереди. Весь процесс сдачи автомобиля в утиль занимает 1-2 дня. После получения сертификата с отметками ГИБДД, за дело принимается дилер. «Утром следующего дня наш эвакуатор бесплатно забирает сдаваемый в утиль автомобиль с места его стоянки, — рассказывет Шевельков. — Всё. Если сам покупатель проявит собранность – вся процедура укладывается в одни сутки. Если же он будет неделю снимать свой автомобиль с учета, потом неделю «откапывать» его из-под снега, то можно растянуть этот процесс и на 2 недели».
Руководитель отдела продаж компании «Гриффин Авто» (официальный дилер Skoda) Павел Югов говорит, что у их клиентов автомобили забирает сама компания-утилизатор, заключившая договор с дилером.
 
А что взамен?
Официальный список Минпромторга, из которого можно выбрать новый автомобиль, помимо всей продукции АвтоВАза, ГАЗа и УАЗа, включает в себя более трех десятков иномарок, собираемых на территории России в режиме промсборки. Среди них есть и доступный Renault Logan, и представительские Nissan Teana и Toyota Camry, и популярные ныне кроссоверы Volkswagen Tiguan, Nissan X-Trail и Opel Antara/Chevrolet Captiva. Что же до населения, то оно, по понятным причинам, в половине случаев выбирает продукцию под маркой LADA, существенно опередившую в борьбе с автохламом даже близкий по цене Logan. На конец марта «Аларм-Моторс Форд» собрал 314 заявок (заключено 202 договора). «Порядка 30% потенциальных покупателей интересуются новой серией Ford Focus Limited Edition, выпускаемой компанией Форд только для участников государственной программы утилизации», — комментирует Михаил Шевельков. Для дилеров Skoda пока все только начинается. Павел Югов рассказал, что компания «Гриффин-Авто» получила пока только две заявки.
 
Надо развиваться
Несмотря на серьезный перевес пользу «Лады», даже продавцы иномарок не сомневаются в полезности утилизационной программы. «Менять [в программе] ничего не нужно!» — утверждает Югов из «Гриффин-Авто». Михаил Шевельков из «Аларм-Моторс Форд» напротив, готов порекомендовать правительству целый ряд мер по повышению эффективности программы: это и отмена требования к комплектности автомобиля, и снятие ограничения на год выпуска (это позволило бы сдавать в утиль аварийные машины), и разрешение на использование утилизационного сертификата в рамках семьи — тогда, например, сын мог бы отправить на лом ненужную престарелым родителям «Волгу» и купить себе современный автомобиль.
По мнению Шевелькова, оптимизации требует и сама процедура: «Так как пунктов утилизации на порядки меньше, чем дилеров (в Санкт-Петербурге и области – более 110 дилеров, и всего 5 пунктов утилизации), то и Минпромторгу намного проще будет работать по процедуре выплаты компенсации в 50 000 рублей с меньшим количеством контрагентов. То есть — переложить функцию предоставления 50 000 рублей на пункты утилизации. При этом доставку до пункта утилизации можно было бы переложить на владельца старого автомобиля (доставка до дилера в существующей редакции правил происходит за счет покупателя), сэкономив бюджетные средства», — полагает эксперт.
 
Николай СВИСТУН